ТОРМОЖЕНИЕ  НА  ЛЬДУ

 

С наступлением зимы и понижением температуры воздуха, когда дороги покрыты снегом и льдом, возникают сложные и экстремальные условия вождения.  Выбор подходящей скорости и умение справиться с торможением в таких погодных условиях является самым важным условием безопасности автомобилиста.

Существует несколько приемов, которые помогут как начинающему, так и автомобилисту со стажем, правильно произвести торможение автомобиля  на льду.

Торможение комбинированного типа на низких передачах. При этом нельзя использовать передачу, которая не соответствует установленному диапазону скорости, чтобы не перегрузить двигатель и не уменьшить устойчивость автомобиля из-за избытка тяги на колесах.

Торможение с усилием на педаль тормоза автомобиля. При данном торможении нельзя тормозить в пол. При резком нажатии на педаль, когда коэффициент сцепления шин с дорожным покрытием низкий , может произойти блокировка колес с заносом передней или задней оси.

Импульсное торможение прерывистого и ступенчатого типа. При таком виде торможения происходит временная блокировка колес, что не дает заносу автомобиля. Увеличивается коэффициент сцепления шин с дорогой за счет равномерного перераспределения веса автомобиля на колеса.  

Торможение с помощью антиблокировочной системы торможения (АBS), если таковой оснащен автомобиль. В большинстве случаев ABS делает управление автомобилем на скользкой дороге более безопасным и уменьшает тормозной путь. Принцип работы системы основан на  замерах изменения угловой скорости вращения колес . При критических показателях происходит разблокировка колеса и водитель может полностью контролировать управление автомобилем в случае резкого торможения на льду. На неровном участке дороги ABS уменьшает тормозную динамику и автомобиль тормозит медленно. Если антиблокировочная система работает правильно и эффективно, то автомобиль тормозит мягко и своевременно. Таким образом, при торможении с ABS необходимо выжать педаль тормоза до упора и с механической коробкой передач в конце тормозного пути выжать сцепление. В этом случае происходит запуск системы торможения, которая начинает импульсное торможение, предотвращая блокировку колес.

В некоторых случаях ABS может удлинять тормозной путь. Если резина шипованная или дорога занесена снегом, заблокированные колеса уменьшают тормозной путь за счет скопления снега перед колесами. При торможении с разблокированными колесами ABS препятствует этому. 


         Торможение двигателем, если автомобиль не оснащен ABS. Такое торможение наиболее эффективно при сильном обледенении дорог. Для этого необходимо отпустить педаль газа, выжать педаль сцепления и выключить повышенную передачу. Затем , не включая передачу, плавно отпустить сцепление , далее выжать сцепление и включить пониженную передачу. После этого плавно отпустить педаль сцепления, чтобы предотвратить толчки автомобиля. Эти действия помогут увеличить обороты и плавно снизят скорость. Такое торможение является самым эффективным и безопасным для автомобиля, колеса не блокируются, скорость снижается медленно до полной остановки.

Выбирая тот или иной метод торможения на льду, необходимо соблюдать безопасность торможения автомобиля по отношению к другим автомобилям, учитывать дорожные условия, правильно выбирать скоростной режим и стараться не допускать блокировки колес во избежание заноса автомобиля.